Виктор Галенко предлагает Вам запомнить сайт «Авиаторы и их друзья»
Вы хотите запомнить сайт «Авиаторы и их друзья»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Все об авиации и не только...

Разбившийся 30-летний Су-27 оказался одним из новейших на Украине
Семен Смолкин 16 дек, 18:21
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Французы заменят авиационный стеклопластик бамбуковым композитом
Семен Смолкин 16 дек, 18:05
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Этот день в авиации. 16 декабря
Семен Смолкин 16 дек, 18:02
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Третий глаз Шивы» в небе
Семен Смолкин 15 дек, 19:57
+2 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
В британском аэропорту заработала первая виртуальная диспетчерская
Семен Смолкин 15 дек, 19:53
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
От винта: как и зачем американцы выбирают себе легкий штурмовик
Семен Смолкин 15 дек, 19:25
+2 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Люди

77640 пользователям нравится сайт aviator.guru

«Я думал, что представляю масштабы бедствия»

развернуть

«Я думал, что представляю масштабы бедствия»

Глава «Энергии» Сергей Романов о решении космических и приземленных проблем корпорации

Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» является одной из крупнейших отраслевых фирм, но из-за неудач с созданием спутников для Египта и Анголы, а также многомиллиардной долговой нагрузки, оставшейся после продажи проекта «Морской старт», ее состояние оценивается как крайне тяжелое. Сергей Романов в своем первом интервью в должности гендиректора «Энергии» рассказал специальному корреспонденту “Ъ” Ивану Сафронову, как он собирается наводить порядок на предприятии, что думает о конкуренции с Илоном Маском, сколько еще может послужить МКС и когда в космос отправится новый корабль «Федерация».

— Всю жизнь вы работали на этом предприятии, наверняка у вас есть своя оценка его текущего состояния. Какие задачи поставлены руководством «Роскосмоса» перед вами как новым генеральным директором?

— Не открою тайну, если скажу, что ситуация на нашем предприятии очень и очень сложная. Причины самые разнообразные, но их итог сводится к тому, что сроки выполнения основных проектов, по сути, сорваны. Это и многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ.— “Ъ”), и научно-энергетический модуль (НЭМ.— “Ъ”), и перспективный корабль «Федерация». Плюс на это накладывается плачевное финансовое положение, которое сильно обременено долгами «Морского старта» и необходимостью восстановления двух спутников за свой счет — египетского EgyptSat и ангольского AngoSat. Есть у нас очень важная тема по созданию комплекса нового разгонного блока — там сроки сорваны, я бы сказал, полностью. Скажу вам честно, я думал, что представляю масштабы бедствия, но когда во все это окунулся, то понял, что они гораздо глубже и сложнее. Но задачи исправить ситуацию никто не снимал. Поэтому будем работать.

— Можете подтвердить, что общая сумма долгов «Энергии» оценивается в 30 млрд руб.?

— Это могу, поскольку так оно и есть.

— Откуда это все взялось?

— Примерно 20 млрд — долги «Морского старта», где-то около 10 млрд — восстановление спутников.

— Уже поняли, как можно исправить дело?

— Жестким соблюдением сроков и срочным наведением жесткой производственной дисциплины. Почему по всем проектам сорваны сроки? Потому что нет должного внутреннего контроля и нет спроса с тех, кто за это отвечает. Все это и привело к тому, что мы имеем. Сейчас определим новые сроки, выстроим графики и сделаем все, чтобы обеспечить их безусловное выполнение. По МЛМ ситуация, конечно, посложнее: его запуск запланирован на 2019 год, но может так случиться, что и в 2019-м он не улетит. С НЭМ есть срыв сроков по выпуску конструкторской документации, есть некоторое недофинансирование. Мы большую часть денег получаем за создание транспортных и пилотируемых кораблей. Да, есть проблема импортозамещения, смена поставщиков, в целом непростая обстановка, но по кораблям, слава богу, у нас срывов нет. Я лично занимался этой темой и занимаюсь сейчас: бросить ее я просто не могу. Завод экспериментального машиностроения «Энергии» фактически живет за счет средств, полученных по этой тематике.

— Четыре пилотируемых и три грузовика в год?

— Да. Но сейчас, конечно, ситуация будет обостряться ввиду шагов США, которые делают все возможное для начала полетов на своих кораблях. Тогда у нас будет два пилотируемых корабля, а это может вызвать определенные сложности.

— РКК является головным предприятием по пилотируемой тематике. Как оцениваете нынешнее техническое состояние МКС и имеющегося у нее ресурса?

— В принципе состояние МКС позволяет эксплуатировать ее и до 2024 года, и после этого периода.

— Отказы в приборах случаются часто?

— У нас многие приборы подходят к концу гарантийного срока. Но некоторые из них мы эксплуатируем до отказа, в таком случае у нас на земле есть набор ЗИП (запасные приборы), который мы доставляем на орбиту при помощи грузовых кораблей «Прогресс». Для важных приборов, в случае отказа которых существование МКС ставится под угрозу, мы имеем ЗИП непосредственно на борту. Повторюсь: станция может эксплуатироваться и после 2024 года.

— Как относитесь к идее создания на базе отдельных модулей новой национальной станции?

— Эта идея требует отдельной проработки, то есть должна быть комплексная увязка. Нельзя же просто один модуль вытащить и с другим состыковать. Так что рассуждать об этом сегодня мне, так сказать, не с руки: в том, в каком виде МКС будет существовать после 2024 года, больше политической составляющей. Это договоренности «Роскосмоса» и NASA.

— Очень резонансная история вышла с разгерметизацией корабля «Союз», состыкованного с МКС.

— Такое вообще впервые случилось. Нами было замечено падение давления, незначительное, правда, но все равно падение — на объеме 800–850 кубометров. Первым делом мы поделили российский и американский сегменты, посмотрели, где у нас давление падает, объем уменьшается, скорость падения давления возрастает. Выявили негерметичность в российском сегменте. Далее пошли по модулям и выяснили, что течь в корабле. Сразу же проверили герметичность спускаемого аппарата, поскольку от его состояния напрямую зависит жизнь экипажа. Там все было нормально, а вот в бытовом отсеке давление продолжило падать. Дальше был проведен поиск конкретного места, для этого использовали американский ультразвуковой прибор. Там отверстие около 3 мм, рядом с ним семь точек следов сверления, то есть обшивку пытались просверлить восемь раз.

— Без упора сверлили?

— Я бы сказал, что неопытной рукой.

— Выводы есть?

— Одна комиссия была создана у нас на предприятии, мы провели анализ всего цикла изготовления бытового отсека, подняли документацию, посмотрели, как проверяется его герметичность в цехах. Проверили цех главной сборки. Но мы так и не нашли подтверждение версии, что отверстие было сделано на земле. При этом установлено, что изнутри бытового отсека следов нанесения герметика для герметизации нет.

— Триллер какой-то.

— Если наносить этот герметик снаружи, то для этого нужно снять панели противометеоритной защиты. Сейчас будем проводить специальный выход в космос, во время которого космонавты Олег Кононенко и Сергей Прокопьев вскроют экранно-вакуумную изоляцию, вырежут противометеоритную защиту, и мы посмотрим, что есть снаружи бытового отсека в месте сверления. Выход сложный: зазор между корпусом бытового отсека и противометеоритным экраном — 16 мм. Но методика уже разработана и космонавты тренировались. Операцию надо реализовать. А дальше будет работать другая комиссия, уже на уровне «Роскосмоса».

— Когда ждать выхода космонавтов?

— Планируем запуск пилотируемого корабля 3 декабря, а в открытый космос космонавты выйдут 10–11 декабря.

— Последний пилотируемый пуск ракеты «Союз-ФГ» сложно назвать успешным, не волнуетесь?

— Система аварийного спасения для того и существует, чтобы спасать людей в спускаемом аппарате. Она крайне надежна, в чем мы все и убедились.

— САС для новых кораблей будет чем-то принципиально отличаться?

— Все основные принципы будут оставлены, здесь не нужно что-то выдумывать.

— По «Федерации» вопрос: в 2022 году удастся провести беспилотный пуск?

— Этот вопрос рассматривался в числе первоочередных на совещании, которое недавно провел Дмитрий Рогозин. Сейчас мы готовим свои предложения в «Роскосмос» по работам, которые необходимо сделать, чтобы осуществить пуск корабля в беспилотном режиме в 2022 году. Потому что пока по состоянию корабля на сегодня реально отправить корабль на космодром в 2024 году. Но надо все же очень сильно постараться, чтобы это получилось в 2022 году. Нам необходимо отстроить все процессы, завершить выпуск конструкторской документации, подготовить производство на заводе. У нас по «Федерации» восемь экспериментальных установок: их же надо сделать, провести испытания. При этом производственный цикл никто не отменял. Без экспериментальной отработки ни о каком пилотируемом запуске речи быть не может. Мы не можем рисковать людьми.

— Структурно вас в корпорации все устраивает?

— Структура, которая была создана предыдущим руководством, непропорциональна и переразмерена: в ней производственный блок занимает далеко не лидирующее место. Создано очень много подразделений, которые малочисленны, причем имеют громкие названия, «Центр» например... Но по факту ничего собой не представляют. И сотрудники это видят, понимают и чувствуют. Есть очень большие перекосы в заработной плате. Поэтому сейчас необходимо сделать нормальную рабочую и, главное, управляемую структуру.

— То есть сейчас она неуправляема?

— Сейчас она фактически неуправляема. Если бы она была управляема, то были бы эти срывы?

— Логично.

— Срывы-то еще зависят во многом от конкретных людей, которым было поручено реализовывать эти программы. Я не буду про них ничего говорить, но результаты говорят за себя. Если такие срывы есть, значит, так это все было организовано, так был поставлен контроль.

— Средняя заработная плата в РКК какая?

— Честно? У нас зарплаты невысокие относительно даже Московского региона. Здесь многие люди работают, скажем так, радея за дело жизни. То есть не за зарплату.

— Молодежь приходит?

— Приходит, и очень толковая. Но кадрами надо заниматься, их надо воспитывать. У нас есть еще ветераны, которые работают, но вы сами все понимаете. А что касается менеджмента предприятия… Слово «менеджмент» я вообще не люблю, оно нерусское. Мне нужно разработать новую структуру и поставить ответственных людей, которые у нас есть.

— Есть кому заниматься сверхтяжелой ракетой?

— Если РКК назначено головным исполнителем по разработке сверхтяжелого носителя, то, значит, есть. Задача очень серьезная, она сопоставима с проектом «Энергия-Буран».

— В целом состояние производственных мощностей вас удовлетворяет?

— Ряд производств нужно реконструировать: у нас имеется большой перекос в части приборного производства. По арматурному производству у нас есть проблемы, которые надо решать. Но директор завода Игорь Мальцев очень достойный, толковый специалист и хороший организатор, и эти проблемы мы решим.

— У вас основная задача сделать всю РКК несколько компактнее?

— Должен быть приоритет тематических подразделений. Есть тематические подразделения — люди, которые создают по максимуму прибавочную стоимость,— и есть обеспечивающие. Их соотношение должно быть разумным и взвешенным. Чтобы не было перекосов, которые имеются сейчас.

— Илона Маска и его SpaceX не боитесь?

— Мы с ним не пересекались, если честно (смеется)... Если серьезно, то за Илоном Маском стоит целое государство, понимаете?

Можно говорить, что он делает дешевые ракеты под коммерческие пуски, но для того же Пентагона стоимость его услуг кратно выше.

Но я над этой темой даже не задумывался. У меня есть конкретная задача, которую я должен решать, и с Илоном Маском она никак не связана.

— А Владислава Филева с его S7 Space? Они говорят, что могут построить свой пилотируемый корабль.

— Посмотрим по результату.

— Тем более что некоторые сотрудники РКК после вашего прихода свои должности покинули и перешли на работу туда.

— Мне ставят в вину, что с моим приходом пошел отток высококвалифицированных специалистов: ушел, например, Игорь Радугин. Он действительно грамотный специалист, очень сильный проектант. Только вот состояние проекта по новым разгонным блокам, которым он руководил, оставляет желать лучшего. Потому что мало спроектировать, необходимо потом собрать все воедино, сделать конструкторскую документацию, добиться конечного результата, нужно быть еще и организатором. Я вот не самый лучший проектант, скажу вам честно.

— Откровенное заявление.

— Да. Но у меня есть люди, которых я слушаю, я с ними соглашаюсь или не соглашаюсь, но я могу довести все до логического конца. Я никого не увольнял. Просто были заданы вопросы: проект в таком состоянии, какие меры принимаются для исправления ситуации? Вы же были руководителями проекта, вы отвечали от и до, как же так получилось? Ответа не было. Они ничего не говорили, просто через некоторое время появились заявления об увольнении по собственному желанию. Сейчас СМИ много пишут о том, какую масштабную работу они будут делать в S7. Да ради бога! Я никому зла не желаю. Но все же не совсем логично получается: почему довели свои проекты до такого состояния в «Энергии»? Николай Брюханов, например, отвечал за НЭМ, МЛМ, ПТК. Только в «Федерацию» сколько денег вложено... И где результат?

— Как собираетесь решать ситуацию с AngoSat и EgyptSat?

— Египетский спутник у нас сейчас находится на испытаниях, мы очень серьезно относимся к этому процессу. Мой заместитель Игорь Фролов, который занимается непосредственно спутниками, принял требования, которыми я руководствовался, когда занимался пилотируемой тематикой. Это доскональный разбор любого замечания: при электрических проверках, при сборке… Аналогично работаем и с AngoSat.

— Страховку по нему вам уже выплатили?

— Я бы не хотел касаться сейчас финансовых вопросов.

— Но «Роскосмос» же должен как-нибудь помогать?

— Госкорпорация нам обещала в этом вопросе поддержку. Потому что без нее нам просто не обойтись, это всем понятно.

— Может, «Энергии» стоит вообще отказаться от спутникостроительной тематики и сосредоточиться на других проектах?

— Конкуренция сейчас серьезная, но я убежден, что отказываться от этой тематики нельзя.

— Санкции повлияли на деятельность корпорации?

— Это вносит определенные сложности, причем иногда достаточно большие. В частности, по электронной компонентной базе.

— Она всегда являлась ахиллесовой пятой нашей оборонной промышленности.

— У нас характеристики из-за импортозамещения не становятся хуже, если вы об этом. Все требования, которые заявлены, должны быть выполнены. А ухудшать качество наших изделий мы точно не будем.

Романов Сергей Юрьевич

«Я думал, что представляю масштабы бедствия»

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Личное дело

Родился 17 июля 1957 года в городе Новая Ляля Свердловской области. Окончил Московский авиационный институт по специальности «механическое оборудование летательных аппаратов» (1980).

В 1980–1981 годах — инженер головного конструкторского бюро НПО «Энергия». С 1983 по 2003 год прошел путь от инженера до заместителя руководителя научно-технического центра ОАО РКК «Энергия». В 2003–2012 годах — заместитель генерального конструктора в ОАО РКК «Энергия». С 2012 по 2014 год — первый заместитель генерального конструктора, руководитель офиса управления проектами, гендиректор ЗАО «Завод экспериментального машиностроения» ОАО РКК «Энергия». С 2014 года — генеральный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК «Энергия». С июня 2016 года — одновременно заместитель председателя государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов. С 13 сентября 2018 года — гендиректор ПАО РКК «Энергия». Доктор технических наук.


Источник →

Опубликовал Семен Смолкин , 16.11.2018 в 15:59
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Борис Осипов
Борис Осипов 16 ноября, в 19:51 Мне удалось поработать  сразу после смерти Королева. В этот период ещё по инерции был железный порядок, но потом всё стало сползать к бардаку и сразу начались проблемы. Помните наверное, что погибли космонавты... Текст скрыт развернуть
2
Игорь Плотников
Игорь Плотников 17 ноября, в 00:43 В рабочие идти никто не хочет , поэтому нет квалифицированных  рабочих .  А дальше просто , есть идеи , выполнять некому . Напомню очень даже адекватная зарплата по стране от 10 до 30 рублей .  Чего за эти копейки можно построить ? Текст скрыт развернуть
2
Александр Планерский
Александр Планерский Игорь Плотников 17 ноября, в 05:37 Это точно так.
А вот к примеру, в советское время, в цехе сборки сухих отсеков  ракет на Южмаше, если рабочий уходил в отпуск, то его обязательно заменял кто-нибудь из ИТР цеха (ну к примеру инженер-технолог, с зарплатой в 180 руб.) ибо на сборочном стапеле за месяц можно было заработать до 900 руб. Еще и очереди были на замещения рабочих - отпускников...
Текст скрыт развернуть
3
Игорь Плотников
Игорь Плотников Александр Планерский 17 ноября, в 14:38 Что и следовало доказать . А сейчас ракеты просто падать начали . А почему падают . А слесарей с большой буквы С не осталось ! Текст скрыт развернуть
2
Юрий Астахов
Юрий Астахов Александр Планерский 18 ноября, в 19:36 ТОчно, помню это время. Так было не только на Южмаше, но и на "Знамя труда" тоже. Текст скрыт развернуть
0
Александр Фролов
Александр Фролов 17 ноября, в 02:21 Здесь упор сделан на руководителей. Но не всё от них зависит. При изготовлении есть много всяких тонкостей, хитростей, навыков. Даже при полной технологической карте без этих тонкостей качественно собрать изделие не получится. И всё это передавалось от старших, опытных рабочих молодёжи. А здесь, и не только здесь, произошёл разрыв поколений, и передать опыт стало некому. Молодёжь-то приходит, грамотная, умная, но опыта нет. Текст скрыт развернуть
7
Валентин Чудиков
Валентин Чудиков Александр Фролов 17 ноября, в 09:17 Утрачена преемственность компетенций, а она рождается с пионерских кружков и образовательных систем. Текст скрыт развернуть
5
арслан
арслан Валентин Чудиков 17 ноября, в 09:50 В "Станциях юных техников",сейчас у нас так называют бывшие "Дома пионеров",где  детишки  творили и приобретали навыки творчества и ремесла.Сейчас там полный ахтунг.Женщины руководят и надсматривают,вместо творчества сплошное очковтирательство!!Сам проработал полгода и уволился.Рассказывать долго и горько.Сейчас руками работать не модно и не выгодно.Танцевать и петь ,туда очередь,а изобретать и мастерить ,как-то не престижно стало.Общество паразитов-потребителей пришло на смену созидателям Текст скрыт развернуть
9
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин 17 ноября, в 02:22 Я попробовал представить - вот взяли и каким-то чудом установили на этих предприятиях зарплату в 2000 долларов... Впрочем, чего это я? В десять тысяч! Чтобы уж америкосы проклятые иззавидовались. И что изменится? Откуда ни возьмись вдруг появятся охрененные специалисты? Дисциплина сама собой исправится? Нет, народ, конечно, на такие зарплаты будет в очереди стоять... Знакомые, друзья, дальние родственники - и на работу их возьмут, даже если они до этого улицу мели... То есть, зарплаты важный фактор, конечно, только вот к зарплатам еще что-то надо. Текст скрыт развернуть
12
Селезнев Евгений
Селезнев Евгений Сергей Гольтяпин 17 ноября, в 08:58 Да, что-то надо. Только это что-то аккуратненько убивали начиная с 1991 года и убили, наконец. Дедушки, которые дисциплину и навыки свои должны были молодёжи передать, поумирали в 90-е, когда их повышвыривали на улицу, а оставшимся месяцами не платили з.п. Тех, кто ещё успел понабраться чего-то, добили позже. Связь поколений прервалась, чтобы восстановить отрасль нужно начинать с нуля, а как начнешь, если образованием, и средним, и высшим, командуют враги, которые декларировали свою позицию: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». Пока не обретём суверенитет, о возраждении и думать нечего, сколько денег не вбухивай, все растащат под заботливым присмотром дмитриев олеговичей (Старый наш с Вами разговор, но что бы Вы не говорили, а "...по делам их узнаете их...";).
Текст скрыт развернуть
6
Людмила людмила
Людмила людмила Сергей Гольтяпин 17 ноября, в 10:49 Вы правы.Дочь проходила собеседование в одной иностранной компании.Там нужно было пройти сначала собеседование с менеджером по кадрам,нашим,русским.Не прошла.Знаете почему?Потому что ее уровень образования был выше,чем у начальника отдела,куда она хотела устраиваться.И ей объяснили,что хозяева очень трепетно к этому относятся и начальник этот ее не возьмет,потому что она может очень быстро занять его место!Понимаете?Им нужен уровень,а не родственно-знакомые связи?А у нас,главное,чтобы были знакомые или родственники.А,если бы они дочь допустили до встречи с их менеджером,то начальник бы потерял свою работу. Текст скрыт развернуть
1
Михаил Ушаков
Михаил Ушаков Сергей Гольтяпин 17 ноября, в 13:16 "Путь в 1000 ли начинается с первого шага" ...и спрос, разумеется, нужен... Текст скрыт развернуть
1
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин Михаил Ушаков 17 ноября, в 17:01 Конечно, только тысячу ли не пройдешь за один день... А возьмите любой более-менее полемический материал - везде будут рассуждения о зарплате. Как будто зарплату каждое предприятие печатает у себя в секретном цеху и жадничает на спецбумаге и типографской краске...
Текст скрыт развернуть
1
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин Людмила людмила 17 ноября, в 17:18 Честно говоря, я себе с трудом представляю какого-либо менеджера по кадрам, который объясняет нанимаемому, почему того не взяли на работу, да еще такими причинами. Знаете, есть определенные табу - не рассказывай никому из сослуживцев, какая у тебя зарплата, не объясняй увольняемому, почему ты его увольняешь, не объясняй не принятому на работу кандидату, почему он тебе не подходит... И, между прочим, это не самые плохие правила. В данном случае - во-первых, предполагавшегося начальника никто бы мгновенно не уволил при любом раскладе - ведь вакансия не на его должность, а на должность, ему подчиненную. Кроме того, работа начальником предполагает не только (а, порой, и не столько) квалификацию, но и определенный человеческий уровень, который можно выяснить только спустя определенное время. Далее - существует такое понятие, как "оверквалифайед" ( :) - я просто по-русски аналога не знаю, типа, "излишняя квалификация", что ли). Скажем, ищут на место программиста выпускника вуза или студента последних курсов, предполагая принять его на минимальных условиях, на неполный рабочий день, чтобы он сделал какую-то работу, подучился, на него посмотрят - и дальше уже будут принимать окончательное решение о привлечении его на полную занятость, в другие проекты и т.п. А приходит кандидат с десятилетним опытом работы, с семьей, с определенными, устоявшимися навыками - его, скорее всего, не возьмут - "оверквалифайед", хотя работа ему нужна позарез.
Так что в вашей истории все не так просто, как может показаться из рассказов.
Текст скрыт развернуть
1
Михаил Ушаков
Михаил Ушаков Сергей Гольтяпин 17 ноября, в 17:18 Согласен... Но с деньгами для работников у нас всегда проблемы из-за малого количества денег в обороте, высоких ставок по кредитам и ненаказуемой жадности владельцев предприятий... Первое, с чего начинают экономить - зарплата персонала... Текст скрыт развернуть
1
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин Михаил Ушаков 17 ноября, в 17:24 "Но с деньгами для работников у нас всегда проблемы из-за малого количества денег в обороте, высоких ставок по кредитам" - то есть, причины вполне объективные, правда? Про "ненаказуемую жадность" я не хочу спорить - это настолько субъективная штука, особенно с учетом всяких экономических реалий... Как правило, в мире "ненаказуемая жадность" наказывается прогрессивной шкалой налогов - но у вас, по-моему, миллион раз рассказывали, почему это в данный момент невыгодно экономике и к чему это приведет...
Текст скрыт развернуть
1
Kolotun Babayi
Kolotun Babayi 17 ноября, в 07:33 Путин молодец задачу поставленную перед ним, его хозяевами, уничтожение высокотехнологичной промышленности в России, блестяще выполнил, а россиянцы, дятлы, ничего и не поняли Текст скрыт развернуть
-3
Владимир Баранович
Владимир Баранович 17 ноября, в 09:59 а БУРЖУИНЫ РАССЕЙСКИЕ-не хотят ДОБРОВОЛЬНО  денежек отсыпать космическому агентству?
Текст скрыт развернуть
1
Сергей Силин
Сергей Силин Владимир Баранович 17 ноября, в 12:36 Вы серьезно?!!! Текст скрыт развернуть
1
Владимир Баранович
Владимир Баранович Сергей Силин 17 ноября, в 14:15 Прикалываюсь... ну как может буржуин рассейский выпустить из своих загребущих лап хоть денюжку малую на нужды Отечества?! Никак не может...
Текст скрыт развернуть
3
Показать новые комментарии
Комментарии с 21 по 40 | всего: 41
Комментарии Facebook

Поиск по блогу

Комментарии

александр фоксенко
Присоединяюсь к предыдущему оратору.
александр фоксенко Победа получит 20 самолетов Boeing 737MAX
Игорь Кузнецов
Валентин Чудиков
Александр Чкалов
Господин Никто
Большое спасибо за  материал, Семён !
Господин Никто Этот день в авиации. 15 декабря
Семен Смолкин
Поменял картинку.
Семен Смолкин Последний полет Валерия Чкалова
Владимир Шолуха
Aleksey Kozlov
хотел написать  : мотор бы переохлаждался без жалюзи зимой уже на взлёте.
Aleksey Kozlov Последний полет Валерия Чкалова
Владимир Чернышов
Михаил Ушаков
Михаил Ушаков
Михаил Кузьмин
Дело было, вообще-то, в 1938-м.
Михаил Кузьмин Последний полет Валерия Чкалова
Михаил Кузьмин
игорь данилов
Walentin Sidelnikow
Спасибо за материал!!
Walentin Sidelnikow Этот день в авиации. 15 декабря
Aleksey Kozlov
Alex Mikhailov
Валерию Павловичу..............................................................................
Alex Mikhailov Этот день в авиации. 15 декабря
Николай Яковлев
Большое  СПАСИБО !
Николай Яковлев Этот день в авиации. 15 декабря
Семен Смолкин
Нашел китайское фото, поменял.
Семен Смолкин Последний полет Валерия Чкалова
Михаил Кузьмин
Дык сёдни... Су-27СК СОБСТВЕННОЙ СБОРКИ (!) в Шеньяне... :-) )))
Михаил Кузьмин Последний полет Валерия Чкалова
Семен Смолкин
Где это?
Семен Смолкин Последний полет Валерия Чкалова
Михаил Кузьмин
Семён, а Семён! А чего это ваш Шеньян так на Комсомольск похож? :-)
Михаил Кузьмин Последний полет Валерия Чкалова
Семен Смолкин
Михаил Кузьмин
Михаил Кузьмин
Семен Смолкин
Сергей Цыбин
Владимир Барашкин
Спасибо за материал!!!
Владимир Барашкин Этот день в авиации. 15 декабря
Владимир Барашкин
Спасибо за материал!!!
Владимир Барашкин Этот день в авиации. 14 декабря
Сергей Гольтяпин
Владимир Барашкин
Спасибо за Героический материал!!!
Владимир Барашкин Киев мечтает натянуть шаровары на поношенные F-16
Святой отец
Владимир Барашкин
Спасибо за материал!!! Мне кажется все это детский лепет!!!
Владимир Барашкин Последний полет Валерия Чкалова
Сергей Дмитриев
владимир
Сергей Гольтяпин
Pciha Ivanova
Потому, что танк в песок закапывается!
Pciha Ivanova Что предлагает отечественная промышленность региональной авиации
Владимир Слободянюк
Валентин Оленёв
Борис Ахметшин
Владимир Слободянюк
А мы так и будем использовать боинги и аэрбасы!
Владимир Слободянюк Иран хочет закупить 500 самолетов Sukhoi Superjet 100
Владимир Барашкин
Михаил Кузьмин
Иван Петров
Иван Петров
Владимир Шолуха
сергей литвищенко
Александр Планерский
Михаил Кузьмин
Александр Планерский