Виктор Галенко предлагает Вам запомнить сайт «Авиаторы и их друзья»
Вы хотите запомнить сайт «Авиаторы и их друзья»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Все об авиации и не только...

Про Алексея Маресьева знают все. Но и у англичан был летчик-ас, летавший на протезах
Татьяна Залесская 23 янв, 00:02
+1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Qualcomm придумала постоянно летающие переворачивающиеся беспилотники
Семен Смолкин 22 янв, 19:49
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Бомбардировщик Ту-22М3 разбился при посадке в Мурманской области
Семен Смолкин 22 янв, 15:03
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ВВС Израиля громят русские «Панцири» и «Торы»: Где же грозные С-300?
Семен Смолкин 22 янв, 13:28
+8 39
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Испытания воздушного старта возможны через три года
Семен Смолкин 22 янв, 13:10
+2 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Нидерланды переведут всю военную авиацию на биотопливо
Семен Смолкин 22 янв, 13:02
+2 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

420 самолетов Як-40 снова смогут летать

развернуть

420 самолетов Як-40 снова смогут летать

На консервации в России 420 штук Як-40 - огромное количество бортов, которые в теории могут обеспечить все региональные линии в стране. Причем 120 из них имеет летный ресурс 10 и более лет, то есть могут еще летать и летать, если вернуть их в строй.

Не удивительно, что кто-то задумался о том, как эти самолеты поставить обратно на крыло, чтобы они могли выполнять главную свою функцию - перевозить пассажиров, а не стоять на десятках бетонных площадок "на хранении".

Изначально Як-40 разрабатывался в СССР для региональных и местных рейсов между небольшими городами, мог легко садиться на грунтовые полосы в любую погоду и отличался простотой в обслуживании и эксплуатации. При этом его пассажировместимость была от 24 до 40 человек. Идеальный региональный самолет.

420 самолетов Як-40 снова смогут летать

Небольшое их количество до сих пор летает в десятке стран, в том числе в России. А на Украине 44-летний борт с бортовым номером UR-MSX и вовсе работает в компании "Мотор-Сич" на регулярных рейсах Киев-Одесса, ежедневно перевозя пассажиров.

Кстати, именно этот борт может служить наилучшим примером того, насколько удачным получился самолет Як-40: всего через год после выпуска, в 1976 году, при подлете к Киеву, стюардесса случайно выключила двигатели самолета, но самолет благополучно приземлился на болоте. Никто из пассажиров не пострадал, а сам самолет после восстановления вернулся в строй и до сих пор перевозит пассажиров.

420 самолетов Як-40 снова смогут летать

Но вернемся обратно в России и посмотрим, почему же столько вполне живых бортов не летаю и что там придумали с их возращением на крыло.

Всего Як-40 было произведено 1011 единиц, их выпускали с 1966 по 1981 годы, когда прекратили производство и начали списывать отлетавшие машины. Но кризис 90-х, из-за которого остановились почти все разработки и производство новых самолетов вынудили авиакомпании вернуть часть бортов в строй.

В середине 90-х появилась модернизированная версия Як-40Д с увеличенным объемом топливных баков, но двигатели оставили прежние, шумные и неэкономичные АИ-25. Этот фактор оказался одним из решающих к концу 90-х-началу 2000-х, когда резко подорожала нефть и эксплуатация неэкономичных Як-40Д становилась все более убыточной.

420 самолетов Як-40 снова смогут летать

В последние годы назревает все большая необходимость в развитии региональной и межрегиональной авиации без задействования московского авиаузла в качестве обязательно пересадки при практически любом перелете между двумя городами России.

В этих условиях зреет потребность в значительном количестве самолетов небольшой вместимости, которые бы летали на таких маршрутах. Примерно на 20-50 мест. Вот здесь как раз и могут пригодиться те самые законсервированные и не выработавшие свой ресурс Як-40. Дело "за малым" - сделать их топливноэффективными и адаптировать под современные требования рынка.

Так появилась версия СТР-40ДТ - ремоторизированный и модернизированный Як-40 с новыми современными двигателями и улучшенным композитным крылом, который рассматривается в качестве потенциально глубокой модернизации стоящих на приколе Як-40.

420 самолетов Як-40 снова смогут летать

Первый полет Як-40 в новой версии -МС совершил в ноябре 2016 года. Вместо трех неэффективных и устаревших двигателей АИ-25 на самолет были установлены два Honeywell TFE731-3, что дало серьезный прирост летных показателей за счет заметного уменьшения взлетной массы и сильно увеличившейся экономичности.

В течении 2016-2018 гг Як-40МС получил новое композитное крыло с законцовками, позволяющими еще немного улучшить летные показатели и более мощные двигатели TFE731-5BR и в декабре 2018 года уже новая версия самолета впервые поднялась в небо.

420 самолетов Як-40 снова смогут летать

Разработку модернизированного Як-40МС ведет Сибирский НИИ авиации им. Чаплыгина без какого либо взаимодействия с ОКБ им. Яковлева.

В конечном итоге в СибНИА хотят разработать еще и версию цельнокомпозитного самолета, который будет ориентирован на полеты в северных районах страны, полностью вытеснив канадские Бомбардье.

Что по деньгам?

В авиационной прессе озвучиваются следующие цифры. Если двигатели ТFЕ731 берутся в аренду, то стоимость ремоторизации одного самолёта оценивается примерно в $500 тыс. Если двигатели покупать на рынке, то цена возрастает до $780 тыс. Да, речь идет о подержанных двигателях. Если же это двигатели с полным межремонтным ресурсом (после капитального ремонта), то стоимость ремоторизации может увеличиться до $2,5 млн за одну машину.

Кроме того, стоимость модернизации одного самолёта Як-40 в версию Як-40МС начинается от 25 млн рублей.

При модернизации в версию Як-40МС происходит замена пилонов и двигателей, которые подключаются к штатной электрической и гидравлической системам самолёта, а также к штатной системе отбора воздуха для кондиционирования и противообледенительной системы. Вместо штатной ВСУ АИ-9 на месте центрального двигателя устанавливается ВСУ Garret 3092 со стартер-генератором мощностью 9 кВт, благодаря чему запуск двигателей стал не пневматическим, а электрическим. На самолёте обеспечены обогрев и вентиляция салона на стоянке, чего не было в классической версии.

420 самолетов Як-40 снова смогут летать

В кабине пилотов устанавливается новая приборная панель контроля параметров работы двигателей. Оригинальная конструкция органов управления двигателями сохранена с исключением средней ручки РУД.

Пассажирский салон серьезных изменений пока не претерпевает, оставаясь все тем же классическим и винтажным, как и 40 лет назад, с мягкой обивкой панелей и тканевыми шторками на иллюминаторах...

420 самолетов Як-40 снова смогут летать

Если переоснастить большую часть пригодных к эксплуатации Як-40, находящихся на хранении в различных аэропортах по всей территории России, они действительно практически полностью могут закрыть потребность в небольших самолетах для региональных перевозок и дать мощный толчок развитию этого направления в отечественном авиасотроении.

Затраты на ремоторизацию будут возвращены в течение полутора лет эксплуатации, - считает глава СибНИА Владимир Барсук. - Благодаря применению современной силовой установки, при заправке 6 тонн топлива дальность машины возрастает до 4,5 тыс. км, и из Новосибирска Як-40 может спокойно летать в Москву. А это уже совсем другой уровень возможностей его коммерческого применения.

Источник →

Опубликовал Семен Смолкин , 11.01.2019 в 13:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Михаил Кузьмин
Михаил Кузьмин Виталий Иванович 14 января, в 16:59 Дык в Америке тоже, вроде капитализьм... А самолёты малой авиации там строят, лётные лётчиков школы учат, 15 тысяч малых региональных аэродромов работают...
Что-то тут с капитализьмом не так.
Текст скрыт развернуть
1
Виталий Иванович
Виталий Иванович Михаил Кузьмин 14 января, в 17:29 Вы не отвечаете на вопрос, а пытаетесь спекулировать на данности.
Если Ваши сознательные годы пересекали не горбачевский период жизни в СССР, то должен заметить, что хреново, вы, товарищ изучали марксиско-ленинскую теорию. Советую почитать ленинскую работу "Империализм, как высшая стадия капитализма", а так же полезно будет изучить его же труд "Соединенные штаты Европы". Тогда бы и вопросов таких не задавали. США, давно уже не капиталистическая страна, в классическом понимании. Это империалистическая сверхдержава, подчинившая интересам своей экономики практически весь мир и руководствуется она не "справедливыми" международными законами, а законами волчей стаи - кто сильнее - того и убитый буйвол. 
Текст скрыт развернуть
0
Семен Смолкин
Семен Смолкин Виталий Иванович 14 января, в 17:53 "В Чехии больше сотни действующих аэродромов АОН, которые мало походят на наши полувоенные объекты со всеми вытекающими… В Чехии это некие уютные пространства, часто граничащие с лесами, дачными участками, безо всяких КПП и заграждений. ...курс обучения на сверхлегком воздушном судне – это около двух средних чешских зарплат и фактически выходит раз в 5 дешевле, чем в России".
- Оказывается, и без империализма  и законов волчьей стаи можно развивать малую авиацию.
http://profsouzaon.org/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%...
Текст скрыт развернуть
1
Михаил Кузьмин
Михаил Кузьмин Виталий Иванович 14 января, в 18:25 А с чего вы взяли, что я вам обязан отвечать на вопросы? Я просто предложил вам задуматься - что неверно в вашей ПОСТАНОВКЕ вопроса.
Мои долгие годы жизни пересекали множество эпох, и множество "великих учений". Так что можете свой менторский тон засунуть себе в ...карман.
В мире нынче - почти все страны капиталистические. А малая авиация развивается много где, с большим или меньшим успехом. США я привёл просто как наиболее яркий пример, но вы и сами легко можете сравнить, каково в этом смысле состояние дел в странах, вовсе не являющихся империями, и не грабящими весь мир, как это делают Штаты.
А потом уже можете претендовать на более-менее вменяемые суждения.
Текст скрыт развернуть
-1
Виталий Иванович
Виталий Иванович Семен Смолкин 14 января, в 19:08 Да можно, конечно, на чужих самолетах или на чужих яхтах! А как вот на счет своих самолетов? Чем преданей и ниже лизнешь сапог хозяина, тем больше получишь кусок с барского стола Текст скрыт развернуть
1
Виталий Иванович
Виталий Иванович Михаил Кузьмин 14 января, в 19:29 Я и не написал, что Вы обязаны мне отвечать, Судя по Вашему "...пересекали множество эпох..". (Множество - это как? три и более?), можно подумать, что вы застали царя-батюшку, товарища Керенского, Ленина... Ну да бог с ним.
Вы не внимательно читаете, то, о чем я писал. Если мы обсуждаем проблемы отечественной авиации, то и следует выяснить, какие причины влияют на такое плачевное ее состояние. Почему в СССР, при еще худших внешнеполитических раскладах, цене на нефть 6 долларов за бочку и учитывая, что пару десятилетий прошло с самой разрушительной войны,  авиация развивалась на зависть стремительно. Весь мир летал на Илах и ТУшках. Скажите еще мне, что дело в сталинских репресиях, проклятой административно-командной системе... Достали либерасты! Все проще - социализм, вот единственная путеводная нить для такой огромной страны как Россия..
Текст скрыт развернуть
0
Семен Смолкин
Семен Смолкин Виталий Иванович 14 января, в 19:42 Какой сапог? У нас всю жизнь в СССР на сапоги работали. Три четверти заводов на Урале были оборонные. И к чему пришли - нет своей гражданской авиации. Не знаю, кто там чего лизал, но у нас ситуация с авиапромом и авиацией  АОН катастрофическая. Текст скрыт развернуть
1
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин Виталий Иванович 14 января, в 19:43 "Весь мир летал на Илах и ТУшках." Ну ничего себе, вы загнули... Какой-такой "весь мир"?
"авиация развивалась на зависть стремительно." Какое там "стремительно"? Вы сравните количество (и качество)  американских и европейских моделей самолетов в период с 1960 по 1980-е годы и изделия советского авиапрома... Ну, честное слово, легендами народ живет.
Текст скрыт развернуть
0
Виталий Иванович
Виталий Иванович Семен Смолкин 14 января, в 19:49 Не знаю, за какие такие сапоги вы работали в СССР, а я так 27 лет отдал своей стране в ВС СССР. Пришлось весь Союз объездить, везде послужить и за границей интернациональный долг выполнять. А вот то, что ситуация с авиапромышленностью (да и не только) аховая, это правда. Поэтому я и хотел, что бы люди включили мозги и подумали первопричину ситуации. Текст скрыт развернуть
0
Виталий Иванович
Виталий Иванович Сергей Гольтяпин 14 января, в 19:58 Вы в какой стране жили? Вы глаза вверх к статье поднимите - прочитайте сколько сейчас Як 40 летает еще по миру! Боинги летают там, где совсем хреново с экономикой, как у нас например... Помните, какое условие американцы нам выставили, когда Медведев(будучи президентом) с Чубайсом летали проситься в ВТО? Одним из условий был контракт на покупку 50 Боингов. А вы мне тут сказки заливаете... Текст скрыт развернуть
-1
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин Виталий Иванович 14 января, в 20:02 "сколько сейчас Як 40 летает еще по миру!" Это где ж это в статье написано, сколько их летает "по миру"? И вообще, сколько их летает? А сколько Боингов-737 по миру летает (реально, а не в ваших сновидениях) - не считали?
"Боинги летают там, где совсем хреново с экономикой" У вас делириум тременс, что ли, после праздников?
Да, я так понял, про сапоги Семен не зря написал... Прапорщиком служили?
Текст скрыт развернуть
-2
Михаил Кузьмин
Михаил Кузьмин Виталий Иванович 14 января, в 20:10 Вы начали тему про "измы" - про "измы" же ответ и получили. Что я тут невнимательно читаю?
В принципе, я даже в чём-то с вами согласен. Особенно, что касается развития малой авиации. Когда-то давно нашим Управлением ГА издавалась своя производственная газета. Иногда в библиотеке перелистываю старые номера за 60-е - 70-е годы. Так там постоянно - открыли новый аэропорт в таком-то селе, реконструировали старый, выполнили первый технический рейс, начали регулярные полёты по расписанию туда-то и туда-то.
Вот только и в то время не скрывалось, что местные линии были планово-убыточными, и держались только за счёт рентабельных магистральных и высокорентабельных международных. И за счёт всякого рода спецработ на достаточно богатого заказчика.
Всё это было оправдано, когда Аэрофлот работал на один общий карман.
Но с развалом социалистической системы поменялся и сам смысл существования Гражданской Авиации. Раньше она выполняла прежде всего социальную функцию - связать воедино всю страну авиационным сообщением.
Сейчас же смысл всего - получение прибыли.
Каждый работает на свой карман, поэтому держать низкими цены на местные перевозки авиапредприятия сами не могут, а у населения в карманах не густо. 
Цены задерёшь - вообще летать не будут. 
Дотации же от государства идут мало и нерегулярно. 
Вот и приходит всё в упадок.
Выход может быть один - повышение благосостояние населения. Повышение платёжеспособного спроса на авиаперевозки. И тогда - развитие и подъём малой авиации.
А насчёт возврата к социализму - ну, я как бы даже "за", только вот видите вы какие-нибудь реальные пути к этому?
Текст скрыт развернуть
1
Виталий Иванович
Виталий Иванович Сергей Гольтяпин 14 января, в 21:06 Ну как же, когда кончаются аргументы, в ход идут оскорбления. Для справки - подполковник запаса. Инженер по радиотехника и радиоэлектронике. 60 стукнуло в ноябре 18го. Закончили еще два ВУЗА. Работаю руководителем в области автоматизации. А кто, Вы - тролль пещерный? Текст скрыт развернуть
2
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин Виталий Иванович 14 января, в 22:18 А вам не стыдно, что вас - подполковника запаса, инженера, по уровню рассуждений с прапорщиком путают? И какие могут быть вменяемые аргументы против бреда, который вы там несли? Про "весь мир на наших самолетах", про количество "летающих Як-40 по разным странам", про Боинги, которые "летают только там, где хреново с экономикой" Вы бы хоть поинтересовались историей вопроса для начала... Я-то ведь не подряжался вашим просвещением заниматься. И мериться бумажками я с вами не буду - вам и десять дипломов не помогут при таких подходах к реальности.
Что касается Як-40, специально посмотрел - да, есть пара десятков стран, где на 2016 год они еще присутствовали, вроде бы, в летающем виде. От одного самолета до нескольких в каждой. Причем, в пассажирских перевозках - единицы, а в основном - по всяким правительственным отрядам, пограничным службам, армиям и проч. Когда и как они в эти страны попали - это вообще отдельная история - часть явно была просто по дешевке продана или сдана в аренду разными предприятиями уже в постсоветские времена (казалось бы - зачем?). Поверьте, Боингов-737 (в разных версиях) летает на пару порядков больше - и в несколько раз большем количестве стран. Почему я взял именно Боинг-737? А они примерно в одно время (производство стартовало в 1966) появились - самолеты разные, конечно, только 737-й за это время с производства так и не ушел... И построено их было почти ровно в десять раз больше, чем Як-40-х.
Короче, попробуйте сами разобраться, если желание есть.
Текст скрыт развернуть
0
Виталий Иванович
Виталий Иванович Сергей Гольтяпин 14 января, в 23:31 Вы так и не ответили, кто Вы?  Про Боинги - они ни чем не лучше линейки Илов, например, и по надежности и  по номенклатуре и по характеристикам Однако, в настоящее время их действительно на рынке значительно больше. И это в первую очередь благодаря своей имперской политике, которую проводят США и той политике, которую проводит нынешнее правительство.. Пример со вступлением России в ВТО я уже упоминал. Относительно ЯК-40. Надеюсь Вы в курсе, что помимо Як-40 в в СССР выпускалась его модернизация ЯК-42, которого было выпущено несколько больше, чем як-40. Где это все?  Честно сказать, я не вижу предмета спора с Вами. Все сводится к неэффективной работе нашего правительства, которое, в свою очередь опирается на капиталистических модель общества в самом бременем ее варианте. Текст скрыт развернуть
0
Виталий Иванович
Виталий Иванович Сергей Гольтяпин 14 января, в 23:34 Извиняюсь за ошибки - пишу со смартфона, а он сам контактирует слова. Текст скрыт развернуть
0
Виталий Иванович
Виталий Иванович Виталий Иванович 14 января, в 23:37 Конечно редактирует Текст скрыт развернуть
0
Михаил Кузьмин
Михаил Кузьмин Виталий Иванович 14 января, в 23:58 О, пошёл разговор в стиле "А ты кто такой ?!!!" :-)  
Смею вас заверить - ваш собеседник имеет профильное высшее техническое образование по обсуждаемой теме, а также опыт реальной работы по ней же. 
Достаточно просто взглянуть его фото на аватарке, или зайти к нему на страницу аккаунта и убедиться. 
А если у вас Як-42 считается "модернизацией" Як-40, и вдобавок вы уверены, что Як-42 построено "несколько больше", чем Як-40, то ясно, что именно вы-то и знаете авиацию лишь слегка и понаслышке, и что у вас даже с арифметикой крупные нелады. 
Як-42 никоим образом не соотносился по конструкции с Як-40, а построено их чуть больше 180-ти, против 1011-ти Як-40. 
Кроме того, последние 6 серийных недостроенных Як-42 были попросту брошены на заводе по причине своей никому не нужности - продать их за несколько лет так и не получилось. 
Текст скрыт развернуть
1
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин Виталий Иванович 15 января, в 03:03 "Вы так и не ответили, кто Вы?" Я, вообще-то написал, что не хочу мериться... Ну, и Михаил (спасибо!) достаточно полно все описал и обо мне, и о Як-40 с Як-42. Чтобы просто уточнить - моя специальность называется "Наземная эксплуатация летательных аппаратов и авиадвигателей", квалификация - инженер-механик. Сам Михаил, в свою очередь, также имеет соответствующее высшее образование, опыт работы (куда более моего), а кроме того, по-моему, он знает практически все, что касается истории авиации...
Но это, понимаете, все бы ничего - в конце-концов, вы и не обязаны знать всего того, о чем вам пишут. Возмущает апломб, с которым вы свои высказывания вбрасываете - хоть бы капля сомнения проскочила... Вы хотя бы выводы делайте - ну не верите вы нам, поищите в Сети соответствующие цифры, посмотрите на характеристики самолетов... Вы же инженер, черт побери, а не уборщица. Про линейки Илов вы нам тут начинаете рассказывать - вы эту "линейку" назвать-то можете? С 1947 года, скажем? А сравнить и оценить данные самолетов вы в состоянии?
Про "имперскую политику" Боинга вы рассказываете - а что, в мире только Боинг существует? Речь-то идет о 60-70-80-х годах, - тут вам и Локхид, и Дуглас, и несколько позже появившийся европейский Эйрбас и другие авиапроизводители... Да, сейчас на рынке положение попроще - есть два крупнейших конкурента (причем, просто потому, что выпускать такие высокотехнологичные самолеты по полному циклу и в таких объемах никто больше не в состоянии) и несколько авиапроизводителей помельче, выпускающие региональные самолеты (тот же Китай, Канада, Бразилия). Какая империя? Просто, чтобы туда втиснуться, нужно иметь с чем, - как Эйрбас в свое время со своим А-300.
Текст скрыт развернуть
1
Виталий Иванович
Виталий Иванович Михаил Кузьмин 15 января, в 06:56 О стиле общения - Вы его навязали сами. Вы правы, я не сильный специалист в вопросах авиастроения, хотя  И приходилось работать по этой тематике. Более того признаюсь,  к авиации, я имею, несколько специфическое отношение - моя задача состояла в изучении свойств и характеристик различных моделей летательных аппаратов не с целью строительства или развития, а скорее наоборот - в поиске методов борьбы с ними в интересах ПВО. Но мой вопрос, поднятой в статье проблемы в другом - способна ли наша промышленность, наше правительство, в нынешних условиях,  хотя бы приблизиться к тем показателям, которые были в СССР. Я утверждаю, что нет. А почему - я уже писал. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 21 по 40 | всего: 117
Комментарии Facebook

Поиск по блогу

Комментарии

борис аскин
Тогда читайте Библию.
борис аскин ВВС Израиля громят русские «Панцири» и «Торы»: Где же грозные С-300?
Сергей Гольтяпин
Михаил Кузьмин
vasil zin
Игорь Бызов
Выход в точку старта, с последующим запуском.
Игорь Бызов Испытания воздушного старта возможны через три года
Игорь Егоров
Boris Janovsky
Boris Janovsky
Boris Janovsky
Сергей Гольтяпин
Leon17 Влад
борис аскин
Николай Панкратов
борис аскин
Новый холокост хотите устроить?
борис аскин ВВС Израиля громят русские «Панцири» и «Торы»: Где же грозные С-300?
Сергей Гольтяпин
Александр Гусев
Boris Janovsky
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин
Семен Смолкин
Leon17 Влад
Семен Смолкин
Селезнев Евгений
Boris Janovsky
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин
dmitriev4141 дмитриев
В военной сфере перед евреями.
dmitriev4141 дмитриев ВВС Израиля громят русские «Панцири» и «Торы»: Где же грозные С-300?
Владимир Слободянюк
перед нато
Владимир Слободянюк ВВС Израиля громят русские «Панцири» и «Торы»: Где же грозные С-300?
Leon17 Влад
Boris Janovsky
Валерий Гиренко
Валерий Гиренко
Сергей Гольтяпин
Сергей Гольтяпин
Семен Смолкин
"Свои" - это "Хезболла", видимо.
Семен Смолкин ВВС Израиля громят русские «Панцири» и «Торы»: Где же грозные С-300?
Валерий Мешалкин
Сергей Гольтяпин
Alexandr Komissarov
Сергей Гольтяпин
Михаил Кузьмин
Здесь не про доставку, а именно про запуск.
Михаил Кузьмин Испытания воздушного старта возможны через три года
Игорь Бызов
Александр Гусев
Александр Гусев
Александр Гусев
Александр Гусев
Владимир Барашкин
Спасибо за материал!!! Помню КАИ-14, у меня был КАИ-12.
Владимир Барашкин Этот день в авиации. 22 января
Alex Mikhailov
Александр Гусев